Памятка «Как работать с картой»
1. Ознакомься с условными обозначениями карты – легендой карты. Рассмотри представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитай подписи.
2. Обрати внимание на несоразмерность знаков и масштабов карты (например, один-два всадника обозначают целое войско).
3. При работе с картой опирайтесь на знание природоведения и географии – изображение поверхности Земли, водоемов, границ государств.
4. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой от нее стороны.
5. Старайтесь понять какие современные государства расположены на исторической карте если вам нужно показать те объекты, которые сейчас уже не существуют.
Приемы работы с географической картой.
- Прочитай название карты.
- Ознакомься с легендой карты.
- Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
- По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
- Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
- Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
- Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
Памятка для учащихся
Правила работы с контурными картами
- При работе с контурными картами пользуйтесь атласом по географии или картами кабинета географии в школе.
- Приступая к работе, приготовьте ручку с черной пастой или остро заточенные простой и цветные карандаши, необходимые для выполнения заданий учителя.
- Названия природных объектов подписывайте аккуратно (используйте шрифт, близкий к карте атласа). Названия рек размещайте вдоль течения, морей, озёр и заливов – внутри изображения.
- Другие географические объекты подписывайте также, используя шрифт, близкий к карте атласа и соблюдая направления подписей географических объектов как в атласе.
- Мелко подписанные географические объекты на карте атласа, в контурных картах обозначайте цифрами или внемасштабными условными знаками. Значение их раскройте в легенде карты.
Не теряйте карты! Помните, что знание карты, умение работать с ними
в наше время не менее важно, чем знание грамматики и математики.
ЧТО Я ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПРИ РАБОТЕ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ
(памятка ученику 5-6 класса)
1. Определять направления по сторонам горизонта из любой точки на карте.
2. Определять взаиморасположение точек и объектов на карте (севернее, южнее, западнее, восточнее).
3. Определять географические координаты объекта.
4. Определять объект по заданным координатам.
5. Определять абсолютную высоту (и глубину) способом отметки.
Памятка
Как работать с географическим атласом
При работе с картами географического школьного атласа необходимо учитывать три основных требования: читать, понимать, знать:
• Читать - это значит умение распознавать географическую действительность по изображению на карте (например, по количеству жителей города делятся на несколько типов, т.е. имеют различные размеры кружков, с наполнением или нет; по размерам шрифта и его написанию можно узнать тип населённого пункта, т.е. столицу, центр владений).
• Понимать - это значит усвоить основные свойства карты.
• Знать - это значит ясно представлять полученные знания по карте, т.е. по памяти воспроизводить географические объекты по списку номенклатуры (номенклатура - перечень объектов для обязательного заучивания).
Прежде чем перейти к конкретному знакомству с картой атласа, рассмотрим сам атлас. Структура атласа довольно проста, похожа на книгу, учебник. В конце атласа есть оглавление карт, помещённых в нём, с которых и надо начать знакомство.
Главной частью атласа является сводный список «условных знаков», который помещён в самом начале. Изучение данных условных знаков необходимо для того, чтобы правильно научиться читать карту!
Изучение карты атласа начинается с прочтения заголовка (верхний правый или левый угол карты), изучения легенды. Легенда карты - это перечень всех условных обозначений, встречающихся на данной карте, с кратким к ним пояснением. Она помещается на свободных местах, полях карты, внутри рамки.
Условные знаки на карте могут быть не только графическими (значки, символы), но и в форме таблицы, круговых и столбчатых диаграмм. Обязательно на карте всегда указывается масштаб для того, чтобы мы смогли установить многократное увеличение или уменьшение данных объектов при их изучении, сформировать о них представление.
Памятка
Как работать с контурной картой
Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.
- При работе с контурными картами пользуйтесь атласом по географии или картами кабинета географии в школе.
- Приступая к работе, приготовьте ручку с черной пастой или остро заточенные простой и цветные карандаши, необходимые для выполнения заданий учителя.
- Названия природных объектов подписывайте аккуратно (используйте шрифт, близкий к карте атласа). Названия рек размещайте вдоль течения, морей, озёр и заливов – внутри изображения.
- Другие географические объекты подписывайте также, используя шрифт, близкий к карте атласа и соблюдая направления подписей географических объектов как в атласе.
- Мелко подписанные географические объекты на карте атласа, в контурных картах обозначайте цифрами или внемасштабными условными знаками. Значение их раскройте в легенде карты.
- Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.